Конфуцианство утверждает, что женщина абсолютно и безусловно стоит ниже мужчины. Ее первый и основной долг состоит в том, чтобы повиноваться мужу и родителям, поддерживать порядок в доме и рожать здоровых мальчиков. Акцент делался на ее биологической функции, а эмоциональная жизнь отодвигалась на второй план. Непорочность считалась залогом нормальной семейной жизни и непрерывного рождения потомства, особо подчеркивалось, что женщина должна вести безупречную жизнь. Конфуцианцы провозгласили принцип изолированности полов, доведя его до абсурда:
«Мужчина и женщина не пользуются одними и теми же вешалками. Жена не должна вешать свои вещи на подставку мужа, она не может их положить в один ящик с ним. Муж и жена никогда не моются вместе...
Мужчины не обсуждают проблемы женских покоев, женщины не говорят о делах своих мужчин. За исключением тех случаев, когда они принимают участие в жертвоприношениях или погребальных церемониях, мужчина и женщина не передают ничего из рук в руки. Если мужчина что-то подает женщине, она должна принять это на бамбуковом подносе, если же такового не оказывается под рукой, то мужчина и женщина приседают, мужчина кладет предмет на пол, после чего женщина его забирает. Мужчины и женщины не ходят к одним и тем же колодцам или в одно и тоже место омовения. Муж и жена не делят одну и ту же спальную циновку и не заимствуют друг у друга вещи, предметы, включая и одежду. То, о чем говорится во внутренних женских покоях, не должно становиться известным во внешних покоях. То, о чем мужчины говорят снаружи, не должно достигать женских ушей... Когда они идут по улице, мужчины придерживаются правой стороны, а женщины - левой.» («Ли цзи» (Книга ритуалов))
Физический контакт между мужем и женой должен был ограничиваться исключительно супружеской постелью. Как только они с нее вставали, то должны были всячески избегать прямого или косвенного контакта, следить за тем, чтобы не коснуться руками, передавая какую-нибудь вещь, не воспользоваться одной и той же чашкой или тарелкой во время питья и еды.
Надо сказать, что эмоциональная связь между мужем и женой тоже всячески ослаблялась:
«Когда мужчина входит в покои своих женщин, он не должен напевать или делать какие-то знаки рукой.» («Ли цзи») Даже в постели муж и жена не должны были называть друг друга по имени.
Образцовая китайская семья не могла рассматриваться как место сосуществования двух любящих друг друга супругов. Дело в том, что китайцы вообще не включали супружескую любовь как таковую в сферу семейных отношений. В основе традиционной китайской семьи лежали не отношения между мужчиной и женщиной, а отношения поколений, в чем проявлялась полная асексуальность китайской семьи. Принципы, на которых строилась система родства - родословная, поколение, пол и главенствование, не оставляли места для европейского регулянта - любви. Все отношения рассматривались как продолжение отношений отец-сын, т.е. как основанные, с одной стороны, на управлении, а с другой - на чисто этическом уважении и подчинении. Даже свадебный ритуал в конце концов сложился в таком виде, что подчеркивал не то, что сын берет себе жену, а то, что родители берут приемную дочь. В семье жена прежде всего была принадлежностью родителей мужа и именно им она предназначала выполнение своих первейших обязанностей. Муж, в свою очередь, тоже ставил своих родителей многократно выше, чем супругу. Если при смерти родителей муж обязан был демонстрировать столь глубокое горе, как будто он близок к самоубийству, то при смерти жены он выражал лишь сожаление. Китайская семья строилась на понятиях «долга» (и), «почтительности к старшим» (сяо) и «воздаяния» (благодарности) (бао). Такое положение женщины в китайской семье, основанное лишь на реализации понятий «долг», «благодарность», «почитание старших», создавало внутреннюю стрессовую ситуацию и вело к возникновению других союзов между полами, не подвластных столь строгой регламентации.
Надо сказать, китайцы очень терпимо относились к женскому гомосексуализму, полагая, видимо, такие отношения неизбежными при совместном проживании множества женщин. Если подобные отношения становились причиной для самопожертвования или иных благородных поступков во имя любви, их даже превозносили. Ли Юй (1611-ок.1680) сочинил театральную пьесу «Лянь сянь бань» («Любовь к Благоуханной Подруге»), главной темой которой является лесбийская любовь. Госпожа Ши Юнь-цзянь, молодая замужняя женщина, во время посещения храма встречает там красивую и талантливую девушку по имени Юнь-хуа. Между ними вспыхивает страстная любовь, и госпожа Ши обещает девушке, что сделает все возможное, чтоб она стала наложницей ее мужа, и тогда они смогут быть вместе всегда. После многочисленных перипетий госпоже Ши - к удовольствию самого господина Ши - удается осуществить свой замысел.
Односторонность семейных отношений вела к созданию разных союзов людей одного пола, которые нередко создавались как тайные общества, например женские общества «Золотой орхидеи», «Взаимного восхищения», «Красной лампы», «Синей лампы», «Старой лампы». Иногда два члена такого общества заключали взаимный контракт по типу брачного. При его составлении обязательно требовалось взаимное согласие. Одна из партнерш должна была приготовить другой подарок, который бы символизировал ее чувства. В том случае, если подруга принимала подарок, это обозначало согласие, если отвергала - отказ. После вступления контракта в силу эта пара приглашала к себе друзей на ночное пиршество, где принимала поздравления. При желании расторгнуть контракт, они должны были предстать перед особого рода судом, где выслушивали мнение одного из лидеров тайного общества. Обычно после этого следовало какое-либо наказание: нанесение ударов или клеймение позором. Авторы обширного труда «Нравы Китая» отмечают: «Что касается их совместной жизни, хотя они и не могут полностью жить как мужчина с женщиной, но и они могут по-настоящему получать такое же удовольствие, как мужчина и женщина, через массаж и ласки или используя механические средства. Это не является утонченными манерами, и благородному человеку трудно говорить об этом. Эти женщины всегда выбирают последовательниц, предписывая дочери следовать по их стопам, позже их приемные дочери вступали в одно из таких сообществ, как будто они были женами сыновей, и это по-настоящему являлось кровными отношениями. Это очень странно.»
На юге Китая члены таких женских обществ рассматривали свадьбу с мужчиной как один из самых позорных человеческих поступков. Если же их заставляли выходить замуж, они на следующий день после свадебной церемонии покидали дом мужа и возвращались в свое общество.
Источники:
Роберт Ван Гулик «Сексуальная жизнь в древнем Китае».
А. А. Маслов «Образы маскулинности-фемининности и супружеских отношений в традиционном Китае».