О писателях и читателях читать дальшеЦель литературы, безусловно, развлекая, поучать. Но вот только в разные времена представления о соотношении поучения и развлечения менялись от «развлекая, чуть-чуть поучать» до «поучая, чуть-чуть развлекать». Например, можно вспомнить советскую литературу, которая была очень поучительна, но не очень развлекательна. То же относится к русской классике - она, как правило, прежде всего поучительна. Так исторически сложилось, что русская классическая литература (я говорю о той ее части, которая стала всемирно известна) - литература в первую очередь проблемная. Почитайте, например, в мемуарах Водовозовой обсуждение романа «Отцы и дети». Становится понятно, что тогдашняя литература интересовала читателей как разговор о злободневных проблемах и, более того, от писателя часто ждали, что он укажет путь к их решению. Например, роман Чернышевского «Что делать?» был воспринят именно как образец, которому надлежит следовать в жизни. Люди искали в книге не столько развлечения, сколько собеседника и наставника, а в авторе видели мудреца и учителя... или хотя бы серьезного оппонента. Высшим выражением такой читательской и авторской позиции стал культ Льва Толстого. Можно по-разному относиться к творчеству Толстого, но нельзя отрицать, что именно он приобрел в глазах современников репутацию мудреца. То есть Лев Толстой являлся и является олицетворением того учительского, ВЫСШЕГО положения автора по отношению к читателю. Поэтому, на месте некоторых наших сегодняшних писателей, я бы очень хорошо подумала перед тем, как покакать на Льва Толстого. Хотя бы из профессиональной солидарности. Не стоит требовать, чтоб читатель относился к тебе как к достойному уважения и внимания собеседнику, как к художнику, потому что перед этим ты накакал на высший образец писателя-художника и писателя-мудреца в русской литературе. И тем самым наклал на свое собственное право быть художником и учителем. Впрочем, будем смотреть на вещи трезво. Стать Львами Толстыми сегодняшним писателям никак не светит. И дело тут не столько в таланте, сколько в смене читательской позиции. Писатель в современном обществе все сильнее превращается из наставника и собеседника в организатора развлечений. Сегодняшний читатель в большинстве своем - это потребитель, а не собеседник. Именно такой тип читателя сформировался современным обществом. Писатели, высказывающиеся негативно о русской классике, тоже приложили руку к формированию такого читателя. Отрицая классическую литературу, требующую размышлений и внимания к авторской позиции, писатели заодно выдают читателю разрешение читать, не думая и не вникая.
О жизни читать дальшеЯ в последнее время редко бываю на дайриках и поэтому мало комментирую. Работа жрет мозг со страшной силой! Черт, я ненавижу вычитывать материалы научных конференций! Потому что там очень много авторов, в этот раз аж пятьдесят, и каждый из них как будто старается сделать максимальное количество ошибок. Я не об орфографии и пунктуации — это как раз мелочи. А вот восход Солнца в 00 часов по местному времени, измерения с погрешностью 349 % и перепутанные рисунки — это уже серьезно.