18:06

Лопух я сегодня...
Пока бушевали страсти и писатели обвиняли читателей в неумении читать, я обратила внимание на одну простую вещь (уже озвученную Рошфором), известную любому человеку, хоть раз покупавшему книги: читатель всегда приблизительно знает, какую книгу он хочет прочитать! И его оценка книги очень часто зависит не от качества книги, а от удовлетворения своих читательских ожиданий!


читать дальше

Представим такую ситуацию: пассажир выбегает из поезда купить что-нибудь почитать. Видит книгу из серии «Криминальный роман».
- Хорошая книга? - спрашивает он у продавца.
- Просто великолепная! Классика! - отвечает продавец.
Начав читать, пассажир быстро приходит к выводу, что продавец ему бесстыдно наврал и «Преступление и наказание» - самый плохой криминальный роман из всех, что ему приходилось читать, и Ф. Достоевский, его накропавший, вообще писать не умеет!
(У меня, например, есть «Опасные связи» Шадерло де Лакло, выпущенные в серии «Дамский роман». Хорошая шутка! Так и представляются выпущенные в той же серии «Новая Элоиза» или хотя бы «Фьяметта».)

Если уж говорить откровенно, любая оценка читателя, зрителя, слушателя рождается прежде всего из полноты удовлетворения собственных ожиданий. Два человека посещают один и тот же концерт, но первый говорит: «Прекрасно!», а второй: «Отвратительно!». Ожидания первого были удовлетворены, а второго - нет. Профессиональные критики ведут себя ничуть не лучше, иначе с чего бы они давали противоположные отзывы на одно и то же!

Писатель всегда должен быть готов к тому, что, независимо от качества текста, читатель скажет: «Фу, какая гадость!». Не потому, что он хочет обидеть писателя. Он просто хотел прочитать что-нибудь другое. В этом случае читатель ведет себя как ребенок, который отодвигает тарелку и говорит: «Суп невкусный!». Суп может быть вполне хорош. Ребенок просто его не хочет.
Писателям, как правило, такая простая истина весьма неприятна. Писатель вкладывает в книгу душу. Он считает, что читатель должен относиться к приготовленному супу с пиететом. Ему хочется, чтоб читатель воспринимал автора блюда если не как учителя, так хотя бы как заслуживающего уважения собеседника. Беда в том, что обычно читатель знает, какого писателя надо воспринимать как учителя, а какого нет. Если читатель ищет учителя или собеседника, он идет и покупает какие-нибудь книжки, стоящие на полках с надписями вроде «Оккультизм, магия, эзотерика», «Философия», «Интеллектуальный роман», «Классика» или к полкам со специальной литературой. Если читатель идет к полкам с надписью «Дамский роман», «Фантастика», «Фэнтези», «Приключения» и т.д., он с большой вероятностью ищет не учителя и даже не собеседника, а всего-навсего рассказчика, который расскажет ему занятную историю. Выбирая книгу, такой читатель редко думает о «разумном, добром, вечном», посеянном в книжке автором, а руководствуется ровно теми же мотивами, как и при выборе между грушей и яблоком: он просто решает, что из предложенного ему будет приятней употребить. И ему часто нет дела до вложенной в книгу души. Он просто хочет развлечься. И, если ему что-нибудь не понравилось, он с избалованностью и безжалостностью ребенка заявляет: «Эта сказка плохая!» А за всем этим стоит всего лишь одна простая истина: ему рассказали не ту сказку, которую он хотел бы услышать...

Надо заметить, что писатель находится в более выгодном положении, чем художник. Прежде чем купить картину, человек имеет возможность на нее посмотреть и, если она не соответствует тому, что он хочет купить, отказаться. У читателя такой возможности нет. Пролистывая книжку перед покупкой, он всегда рискует ошибиться и купить не то, что ему на самом деле хотелось. Еще в более выгодном положении находятся авторы сериалов. Уж они-то имеют полную возможность скормить читателю не тот суп, на который он рассчитывал. Но это уже другая история...



@темы: Мысли вслух, Наблюдения

Комментарии
20.11.2009 в 19:39

Пишу за фидбэк.
Да-да-да. Именно так. Даже и добавить-то нечего.
20.11.2009 в 21:20

Я свободен от всего, кроме долга, взятого на себя добровольно. Я мог выбирать. Я выбрал. ©
Лопухесса , именно поэтому всегда стараюсь чего-то особенного от фильмов на которые иду не ожидать. Тогда больше шансов, что понравится.
20.11.2009 в 22:59

Лопухесса :friend:
Именно поэтому я так люблю свою "придворную" библиотеку, плачу только за прочтение, если понравилось до состояния "хочу иметь и перечитывать"- покупаю.
Автору может и обидно когда книгу называют товаром, но... это товар, особого рода, но товар.
21.11.2009 в 11:17

С Вашим появлением мой смысл наполняется жизнью... (с)
Как точно и хорошо сказано.... Правда -добавить нечего и спорить не о чем.
У меня в жизни есть "полумистическая" история - несколько человек, не знакомых и не связанных между собой ничем, кроме знакомства со мною, сказали "Тебе надо обязательно прочесть "Бесов" - это, безусловно, твоя книга!" Я честно несколько раз начинала читать. Не осилила... Наверняка не нахожу в ней того, что мне необходимо на текущий момент, тех тем, которые захватывают и интересуют меня.
Ровно как и мой любимый фентезийный роман не понравился никому, кроме меня, сколь восторженно я о нем ни говорила и сколь искренне ни советовала хотя бы пролистать.
23.11.2009 в 12:04

Лопух я сегодня...
Сова - жена Дракона, не иметь ожиданий, конечно, похвально, только вот, боюсь, не очень возможно. У нас всех есть личные вкусы и пристрастия, и отказаться от них в своих оценках мы вряд ли можем. Разве что пытаться получить удовольствие хоть от чего-нибудь. ;)
Matilda1, некоторым авторам мысль, что книги — это тоже товар, очень неприятна. Писатель хочет быть наставником или хотя бы художником, а его принимают за массовика-затейника. Обидно, конечно. Подозреваю, что это еще один из тех мерзейших постов, которые я постоянно пишу на своем дайри.
Ведьма пустоши, вполне возможно, что "Бесы" действительно "твоя книга" по идейной направленности, но совершенно не твоя по способу выражения. Все-таки стиль Ф.М.Достоевского достаточно специфичен.
Ровно как и мой любимый фентезийный роман не понравился никому, кроме меня, сколь восторженно я о нем ни говорила и сколь искренне ни советовала хотя бы пролистать.
У меня есть знакомые, читающие книги, в которых я вообще ничего не нахожу. Мне они кажутся жуткой нуднятиной, к тому же совершенно безыдейной! А люди в них идеи видят! А так как это люди неглупые, я верю, что, значит, какие-то идеи там есть. Просто мне они недоступны.)))
23.11.2009 в 12:21

Привет, мои воображаемые друзья!
Ведьма пустоши
А можно спросить, какой именно фэнтезийный роман? Может и мне понравится?)
23.11.2009 в 12:58

С Вашим появлением мой смысл наполняется жизнью... (с)
telico, Роберт Асприн со товарищи, "Мир воров". Не МИФтерия и другие серии, которые меня лично не захватили)
23.11.2009 в 13:52

Привет, мои воображаемые друзья!
Ведьма пустоши
О, он у меня есть!)) Это ж классика)
23.11.2009 в 15:49

ЛопухессаПисатель хочет быть наставником или хотя бы художником, а его принимают за массовика-затейника
Мне до писателя далеко, я преподаватель, но массовик-затейник который может научить не поучая, а развлекая- то к чему стремлюсь. Я созная что продаю свои знания и умения, не стыжусь этого и стараюсь сделать "товар" привлекательным и доступным.
23.11.2009 в 17:07

С Вашим появлением мой смысл наполняется жизнью... (с)
telico, согласна. Мне чрезвычайно понравились неоднозначные персонажи. И чУдный момент с колдуном, дающим людям то, о чем они мечтают, забирая что-то взамен, и наемный убийца, берущий заказы только на очень дурных или очень хороших людей, и некромантка... (главное не сесть на любимую лошадь)))) а то разойдусь тут не по теме...)
23.11.2009 в 17:14

Я свободен от всего, кроме долга, взятого на себя добровольно. Я мог выбирать. Я выбрал. ©
Лопухесса , не иметь ожиданий, конечно, похвально, только вот, боюсь, не очень возможно. конечно невозможно. Просто чего-то "экстра", "супер" стараюсь не ожидать, и то получается только с фильмами. С книгами это гораздо сложнее.
Разве что пытаться получить удовольствие хоть от чего-нибудь. ;) тоже иногда приходится :D
02.12.2009 в 01:39

Удача улыбается тем, кто смеётся (с) Рокэ Алва
04.12.2009 в 19:41

Все люди такие разные, один я одинаковый.
Зато как замечательно, когда твои читательские или зрительские ожидания оказываются превзойдены! У меня такое случалось много раз, с самыми различными произведениями.

Что же касается различия читательских ожиданий в зависимости от жанров литературы, то, вероятно, это у всех по-разному. Я лично в любом авторе (и его персонажах, если книга художественная) ищу прежде всего интересных и привлекательных собеседников, и мне совершенно неважно, классика это или фантастика - подход один и тот же. Еще очень ценю хороший стиль, даже в научно-популярной литературе.
07.12.2009 в 00:33

Удача улыбается тем, кто смеётся (с) Рокэ Алва
Инна ЛМ Я лично в любом авторе (и его персонажах, если книга художественная) ищу прежде всего интересных и привлекательных собеседников, и мне совершенно неважно, классика это или фантастика - подход один и тот же

Я бы добавила, что книга становится "моей", когда вызывает сопереживание. В общем-то, это универсальное условие успеха для художественной литературы.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии