воскресенье, 14 февраля 2010
Сексуальная жизнь китайцев подчинялась понятию гармонии
Инь и
Ян и рассматривалась прежде всего с точки зрения увеличения или растраты жизненной энергии. У китайцев не было понятия греховности сексуальных отношений, но было понятие невоздержанности, которая может привести к истощению жизненной силы
ци и, как следствие, к болезням, или понятие недостойного поведения, не соответствующего ритуалу
ли и церемониалу
и, то есть правилам, регулирующим поведение во всех сферах общественной и личной жизни.
читать дальшеСчиталось, что соединение двух ян не приводит к истощению жизненной силы, поэтому отношение к сексуальной связи между двумя мужчинами было нейтральным, она осуждалась лишь в том случае, когда один из партнеров использовал привязанность другого для получения чрезмерной материальной выгоды или чтоб подтолкнуть того на недостойные поступки. Гомосексуальные отношения высоко ценились, если они побуждали к великим художественным творениям.
У Ай-ди, последнего императора династии Ранняя Хань (на троне 6-1 гг. до н.э.), имелось несколько юных любовников, самым знаменитым из которых был Дун Сянь. Однажды, когда император делил ложе с Дун Сянем, последний заснул, прижав рукав императора. Поскольку императора вызвали для участия в торжественной аудиенции, он достал меч и отрезал свой рукав, чтоб не потревожить возлюбленного. С той поры термин «дуаньсю» (отрезанный рукав) стал в литературе эвфемизмом для обозначения педерастии.
Вообще в китайских источниках педерастия до эпохи Хань упоминается редко. С этого времени она иногда входила в моду и, по-видимому, особенно процветала в начале эпохи Лючао, а потом снова - при Северной Сун (960-1127). В это время существовала категория мужчин, которые зарабатывали себе на жизнь проституцией, и в годы Чжэн-хэ (1111 -1117) был принят закон, преписывающий за подобный промысел сто ударов бамбуковой палкой и большой штраф. При династии Южная Сун (1127-1279) подобные проститутки продолжали существовать, они ходили по улицам одетые и напомаженные, как женщины, и составляли особую гильдию. Но это был период расцвета мужского гомосексуализма. С той поры и до конца династии Мин (1368-1644 гг.) случаи педерастии были не более частыми, чем в большинстве западных цивилизаций.
В то же время подобные отношения могли рассматриваться как нарушающие небесную гармонию, а следовательно, аномальные. Ли Юй (1611 - ок. 1680) по этому поводу писал: «Откуда мы знаем, что отношения мужчины и женщины естественны? Лишь потому, что в мужском теле есть выступ, а женском углубление. Как была создана такая форма? Мужчина и женщина воплощают формы, данные Небом и Землей. То, что в избытке, дополняет то, что в недостатке. Когда это дополняется ровно до нужной точки, тогда вслед за этим наступает удовольствие. (Далее идет речь о том, что в результате происходит зачатие ребенка, что является естественным и, следовательно, не опасным для морали.)
...Что касается мужеложства, то в форме нет различий в наличии и отсутствии. В эмоциях нет взаимного созидания. Я не знаю, чем это привлекательно. Со своих истоков оно заставляет страдать людей. Для чего оно?»
Поскольку мужское и женское - «формы, данные Небом и Землей», то образ этих форм можно воспроизвести и среди людей одного пола, тогда отношения станут социально приемлемым явлениям. Свадьбы между партнерами могли происходить не только в рамках тайных союзов и религиозных сект, но и среди обычных жителей. при этом только требовалось точное повторение традиционных супружеских отношений. Заключение брака сопровождалось брачной церемонией и дорогим подарком. За заключение брачного контракта взымалась плата, в основном чисто символическая. Партнеры, вступившие в подобные связи, считали себя мужем и женой либо братьями, то есть копировали официальные родственные структуры. При этом копировалась не только структура, но и морально-этические установки. Ли Юй в одной из новелл цикла «Беззвучные пьесы» описывает брачный союз между вдовцом Вэй Цифаном и молодым мальчиком, который испытывает к своему «мужу» чувство взаимной благодарности бао. Когда Вэй Цифан желает отпустить своего юного друга, решив, что тому пора заводить нормальную семью, мальчик решает оскопить себя в расплату за доброе расположение (бао энь). Юноша переодевается в женщину, перенимает женские манеры и всячески ухаживает за Вэй Цифаном. А когда тот умирает, забитый палками по наущению завистника, он усыновляет его трехлетнего сына и три раза меняет место жительства, оберегая его от вожделений мужчин. Здесь проводится аналогия с матерью конфуцианского мудреца Мэн-цзы, которая трижды меняла место жительства, создавая наилучшие условия для воспитания сына. Источники:
Роберт Ван Гулик «Сексуальная жизнь в древнем Китае». СПб., 2004.
Маслов А. А. Образы маскулинности-фемининности и супружеских отношений в традиционном Китае // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991.
@темы:
Книги,
Наблюдения
В христианской Европе в этом отношении всегда проявляли больше ханжества. Поэтому даже очень распространенные гомосексуальные связи (а бывали периоды, когда они становились очень распространены, и тогда, например, принимались законы, запрещающие куртизанкам одеваться в мужскую одежду, чтоб легче завлекать клиентов) считались недозволительными.
Другое дело, что те же самые древние греки были откровенно бисексуальны.
Отношение к гомосексуальным связям определяется исключительно сегодняшними моральными нормами.
Ну все равно у них было понятия правильного и неправильного.
Если вспомнить стихи того же Цзао Чжи, например, мою любимую "Долину Тайгу", там некоторые строки очень даже намекают.
Гомосексуализм вообще очень занятная тема, с т.з. психологии тоже
На мой взгляд, тут многое определяется культурой, модой и средой. Например, если много мужчин в одном месте при отсутствии женщин, это волей-неволей приводит к некоторым эксцессам... С другой стороны, есть люди, для которых гомосексуальность вроде как неизбежна, то есть является какой-то врожденной особенностью.
Arlie, вот ссылка на интересную книгу о гомосексуальности: 1001.ru/books/I+I/kleyn/. Правда, она он-лайн.
читаю книгу, довольно интересно, но несколько задолбали комментарии этого в.ш. и в каждом абзаце пишет про свою книгу я+я.
А книжка полезная, фактического материала много.