Лопух я сегодня...

читать дальше

Был в моей жизни период, когда у меня было ВСЕ ПРЕКРАСНО. И пришелся этот замечательный период аккурат на 1997-2000 годы. Глобально, как вы помните, там был кризис. Локально, то есть лично у меня, была такая маленькая зарплата, что сейчас и вспоминать об этом смешно. Но, тем не менее, я была совершенно счастлива. Я общалась с интересными людьми, занималась интересными делами, написала уйму стихов и вообще жила с удовольствием и в удовольствие, несмотря на зарплату, которая больше смахивала на подаяние. В общем, на эти годы пришелся мой маленький личный рай.
Так как в нашем городишке любая кочка - гора, то местная пресса стала проявлять ко мне со товарищи интерес. И вот, значит, журналистка, причем дама отнюдь не из глупых, усиленно пытает меня, почему мои стихи такие оторванные от реальности. Я отвечаю, что нисколько не оторванные, просто они отражают мою реальность и мой мир. А она говорит: «Ну как же это не оторванные! На улицу, мол, выйти страшно, а у вас все такое романтично-возвышенное!».
А я говорю: «А почему на улицу выйти страшно? Я в любое время хожу, и со мной ничего не случается!».
В общем, дама так и не поняла, в чем прикол. Записала меня в эскаписты. Но дело в том, что мои стихи действительно отражали мой мир! Это был мир чудес, хороших случайностей и интересных добрых людей. У меня в мире никого не резали на темных улицах (кстати, я действительно ходила по ним, да и сейчас хожу, в любое время, в том числе и ночью), меня не обворовывали, не грабили, ко мне не привязывались всякие отморозки на предмет нахамить. Теоретически, конечно, я знала, что с людьми могут происходить разные неприятности, но со мной они не происходили. В моем личном мире им не было места.
Когда заходит речь о правдоподобии в литературе, я всегда вспоминаю тот разговор с журналисткой. Каждый из нас выкраивает свой кусок из огромной окружающей нас реальности, и глупо считать только его единственно подлинным. Поэтому я, например, с иронией отношусь к наездам на Толкиена или Крапивина. Потому что в их мирах то, что ставят им в вину, попросту неактуально. Перед героями Крапивина никогда не встанут те проблемы, на нераскрытость которых ему изволит пенять Лукьяненко. Потому что это мир Крапивина, а не Лукьяненко, и он живет по иным морально-этическим законам. И это вовсе не означает, что мир Крапивина ущербен. Разве можно считать ущербным мир человека, которому, допустим, ни разу не пришлось вырезать аппендицит или составлять бухгалтерский отчет?



Комментарии
30.03.2009 в 15:36

Графомания не лечится
Каждый из нас выкраивает свой кусок из огромной окружающей нас реальности, и глупо считать только его единственно подлинным.
:friend:
А модный нынче подход "или хорошо, или реалистично" и вовсе в это правило не вписывается. :) Впрочем, увидев однажды в одном дискусе убойный аргумент "Ну и что, что личность историческая? В истории мало ли что бывает. А в литературе, претендующей на реализм, такому герою не место. Разве что в любовном романе." - я перестала подобным пассажам удивляться...
31.03.2009 в 07:42

Лопух я сегодня...
Сиреневый Кот, знаешь, когда доходишь до таких мыслей, жить становится гораздо легче. И, самое главное, резко перестаешь перекладывать ответственность за происходящее с тобой на других. Это, так сказать, по жизни...
А что касается литературы... тут все тоньше. Подобные упреки сводятся к тому, что литература, мол, должна изображать только типическое. Причем с какого места это типическое начинается, каждый судит в меру своей испорченности. Ну, например, в отображении типического так или иначе всегда оказывались молодцами французы. Вся их классическая литература, начиная с Мольера, по крайней мере, — это прекрасный пример отображения типического. Но мир-то состоит не только из типического, в нем и нетипичного встречается с избытком. При встрече с этим нетипичным в жизни человеку так или иначе приходится мириться с тем, что оно существует. Если уж оно совсем его не устраивает, он будет вытеснять его за сферу своего внимания. Постарается об этом не думать. А в литературе такой номер не проходит, тут это самое нетипичное настырно тычут в нос, вот и приходится заявлять, что это, мол, неправильно. С другой стороны, очень многое зависит от таланта автора. Сумеет ли он подать такого нетипичного персонажа так, чтоб он не выглядел ходульно.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии