Об этом говорили уже не раз и не два. Много раз уже говорили. Но скажу и я. Потому что достало!
Прочитала очередную дискуссию и в который раз призадумалась. Мне упорно кажется, что неправильно оценивать поступки персонажей ОЭ с точки зрения нравственности–безнравственности, потому что тогда получаются всякие там двойные стандарты. Допустим, Эгмонт Окделл подлец, потому что предал Фердинанда, которому присягал. А Робер Эпине, собирающийся предать своего короля, которому тоже, обратите внимание, присягал, тогда кто? Килеан подлец, потому что запретил останавливать погромы. А кто Дорак, который эти погромы планировал? Ворон негодяй, потому что потопил несколько сел вместе с находящимися там рабами. А кто такие Альдо и Робер, согласившиеся пожертвовать мирным населением той же Варасты? Штанцлер подлец, потому что подставил Дика и подбил его на предательство. А кто Алва в истории с Паучьим холмом или те же Жермон и Ойген, хладнокровно подставляющие Дубового Хорста?
Мне кажется, что у людей было бы куда меньше проблем, если бы они рассматривали поступки персонажей не как нравственные или безнравственные, а как эффективные и неэффективные или, на худой конец, идущие на благо Талига или во вред.
Причем, даже цели зачастую у людей одинаковые. Каждый стремиться во благо того, что ему дорого. Штанцлера я не оправдываю, потому что эгоистичность через край, свою шкуру вечно спасать и только о ней заботиться - это мерзко.
Мммм.... если не ошибаюсь, Дорак планировал не погромы, а примирение с эсператистской церковью.
А погромы планировали Штанцлер и К.
По-моему, не совсем так. Карать планировалось только тех, кто будет исповедовать обе религии.
И Сильвестр и Эсперадор планировали на время Излома (как минимум) помириться всерьез. Да, Дорак не останавливал Авнира - как умный политик хотел иметь возможность маневра. И для чего он на самом деле хотел использовать Авнира мы никогда не узнаем. Однако Дорак, как умный человек (
И сцена, в которой мы узнаем о замыслах Сильвестра перебить всех ЛЧ и посадить Рокэ на трон происходит гораздо позже событий Октавианской ночи.
А как вы сами считаете, это нормально - исповедовать сразу две религии? Ведь в этом случае налицо двуличие "верующих".
Najada, смею Вас уверить, он это вполне допускал. Лес рубят — щепки летят. Но главным для него было вырезать ЛЧ. Разумеется, он бы обставил все так, что толпа бы в первую очередь громила особняки всяких Приддов и Ариго. Если бы он не планировал в скором времени погрома, он бы Авнира сразу к ногтю, так ведь нет, позволил проповедовать дальше.
Дорак, разумеется, серьезно планировал помириться с Агарисом на период Излома. Потом он бы честно повесил погромщиков и принес Агарису извинения и соболезнования.
Najada, не знаю, поскольку не исповедую ни одной. С другой стороны, в наших краях двоеверие (шаманизм и буддизм, буддизм и христианстиво, шаманизм и христианство) — вещь совершенно нормальная и никаким двуличием тут не пахнет. Просто верующие предпочитают обращаться к тому врачу, который им поможет. И в каждом случае они совершенно искренни.
Однако, например, католицизм к этому относится строго. либо ты католик, либо иноверец.
У меня сложилось впечатление, что то же самое с религией и в Кэртиане. Либо ты эсператист, либо олларианец. Быть в том мире слегка эсператистом, слегка олларианцем нельзя. И Эсперадор и Сильвестр были в этом согласны. Воть.
Цитаты в студию, плиз. Когда и где сказано, что Дорак планировал погромы?
Мне упорно кажется, что неправильно оценивать поступки персонажей ОЭ с точки зрения нравственности–безнравственности, потому что тогда получаются всякие там двойные стандарты.
Если сравнивать и оценивать поступки по 2-3 формальным критериям, а не в комплексе - конечно.
Допустим, Эгмонт Окделл подлец, потому что предал Фердинанда, которому присягал. А Робер Эпине, собирающийся предать своего короля, которому тоже, обратите внимание, присягал, тогда кто?
Эгмонт не подлец. Он "глупец, погоняемый подлецом." Или "предатель, глупец и неудачник."
А Робер?.. "Мои патрули снимают повешенных каждую ночь,.. Готов поклясться, что восемь из двенадцати не являются ни мятежниками, ни укрывателями оных." "Герцог, почему ваши войска ведут себя как чужие?"
Если при Фердинанде в Надоре (или в Олларии, или в Эпинэ) перед восстанием Окделла было так - скажу первый: "Эгмонт rulezz, Фердинанд must die."
Килеан подлец, потому что запретил останавливать погромы. А кто Дорак, который эти погромы планировал?
дорАк и (*фрагмент опущен*)
Дорак, Штанцлер, Адгемар и Рокэ. Это список последнего. На себя он, правда, всё же, кажется, несколько "навогаривает." А может и нет.
Ворон негодяй, потому что потопил несколько сел вместе с находящимися там рабами.
Кто сказал, что Ворон - негодяй? "Эр Август"? Или Робер, который сам?..
"Вы полагаете, вырезать деревню за деревней в большей степени приличествует человеческой натуре? Возможно… Топят у нас и впрямь реже, чем жгут."
А Мильжа, конечно же, так шутил? "У нас довольно мужчин, чтобы мстить своим врагам, кормить своих женщин и продолжать свой род. Дети Козла встретят весну, но не увидят лета."
А кто такие Альдо и Робер, согласившиеся пожертвовать мирным населением той же Варасты?
Не удивлюсь, если "подсадные поросята", а Вараста горела бы и без их участия/согласия, но оно их мягко говоря не красит.
Штанцлер подлец, потому что подставил Дика и подбил его на предательство. А кто Алва в истории с Паучьим холмом
Моё сугубо личное ИМХО: брехун. "Навогаривает" на себя. Когда бы он чисто технически успел "сдать" Фраки?
А если даже и успел, то до Штанцлера всё равно не дотягивает.
или те же Жермон и Ойген, хладнокровно подставляющие Дубового Хорста?
Ну а это вообще - "на войне как на войне." "Отвлекающий манёвр."
Как Вы ещё "Феншу" не вспомнили?
Мне кажется, что у людей было бы куда меньше проблем, если бы они рассматривали поступки персонажей не как нравственные или безнравственные, а как эффективные и неэффективные или, на худой конец, идущие на благо Талига или во вред.
Не знаю. Рокэ делает вид, что так их и рассматривает.
А ДорАк тоже думал, что его действия и планы безнравственны, но эфективны. Ну и до чего он Талиг в результате довёл?
Ну так значит и не надо Эгмонта с Робером равнять.
Хотя вспомнился ещё Давенпорт с Лионелем:
"Вы не можете одобрять предательство!
— Одобрять не могу, но иногда без него не обойтись."
Не поняла, лопух я сегодня... Робер тоже участвовал в восстании Окделла. А Эпине до него тоже никто не притеснял. А Альдо, которого он собирается предать, Эпине тоже пока ничем не притеснил
Ага (совсем я уже это забыл
А Альдо, которого он собирается предать, Эпине тоже пока ничем не притеснил
Робер проехал мимо очередной повешанной. "А, Айнсмеллер развлекается" - подумал он. "Ладно, чем бы не тешились, главное - чтоб моей шкуры не трогали."
Так, что ли, ему следовало бы рассуждать?
если говорить о сугубо этической стороне, то, на мой взгляд, место рояли не играет
Если говорить о сугубо этической стороне, то единственный персонаж не-мерзавец в ОЭ - это преподобный Оноре, которого благополучно использовали, подставили, а потом убили. Остальные - один другого краше.
Остальные - один другого краше.
А Вам не кажется, что Вы преувеличиваете? То что некоторые действия (или бездействия) персонажа этически небезупречны, ещё не означает, что он мерзавец. Да и перебирая конкретных персонажей... (Разве ж можно так всех сразу в мерзавцы...)
Ну к обвинениям в адрес Айрис Окделл (сериал "Айрис в ЗИ" 1-11) или Валентина Придда нам уже не привыкать.
А вот в чём обвинить Селину или Герарда - у меня фантазия отказывает...
Если говорить о сугубо этической стороне, то единственный персонаж не-мерзавец в ОЭ - это преподобный Оноре,
А вот по поводу Святого Оноре - может и не совсем так. Он всё же политик - а значит, неизбежно вынужден делать этически небезупречные действия/бездействия.
А Вам не кажется, что Вы преувеличиваете?
Преувеличиваю? Нет, я просто продолжаю предложенную попытку дать оценку действию с точки зрения сугубо этической.
Лопухесса
Потому-то мой первоначальный пост, с которого и начался весь сыр-бор, был о том, что не надо расставлять нравственные оценки.
Тогда зачем ссылаться на сугубо этическую оценку?
В сущности, нравственная оценка - дело очень непростое. И даже в перечисленных в заглавном посте примерах все намного сложнее и запутаннее, чем можно изложить парой фраз-противопоставлений.
Запутанность не в политике. А в критерии оценки, так сказать. Например, я вот не припомню, чтобы Эгмонта считали подлецом из-за предательства Фердинанда. Его в подлецы зачислили совсем по другой причине, весьма далекой от политики. Да и Килеан в Октавианских беспорядках... имхо, подлец - это не совсем то слово. Что там планировал Дорак - мы уже никогда не узнаем, просто потому, что никто не может знать, что было бы, если бы... И оценивать его с такой позиции? у и так далее.
Хм... Тема оказалась неисчерпаема, как атом...
Странная какая-то "этическая" оценка. Если принимать во внимание только "минусы" и принципиально отбрасывать "плюсы", может так и будет - но зачем?? Или Вы о том, что при желании кого угодно можно "запихнуть" в мерзавцы?
Просматривал речь Катарины на суде - там ВСЕ оценки действий Рокэ как раз этические - потому что другие - "политические" ли, "личные" ли - по понятным причинам там для неё невозможны. К примеру:
"Расскажите им, что творилось в Варасте… Что вы видели здесь, как бросились в горящий дом… Вы хотели спасти людей, а нашли предательство… Вас всегда предавали, всегда… А вы делали свое дело и даже не мстили!
—Ваше Величество ошибается, — на лице Ворона не дрогнул ни один мускул, — я отомстил. В том числе вашим братьям.
—Удар шпаги спасает от Занхи, — лицо Катари стало грустным, — удар шпаги спасает от позора… Вы дали моим братьям умереть с честью, и не только им… Теперь вас судят. Так объясните судьям, что значит честь и верность. Что значит жить не для себя, а для своего короля и для своей страны…"
Чистая этика...
Помнится, Селина некую часть читающей публики раздражала своей беспомощностью и кажущейся никчемностью.
Что характеризует скорее упомянутую "часть публики", а не Селину. "Никчёмность" - того-то Цилла в Багерлее и закатила истерику.
Герард тоже прославился в основном щенячьей преданностью Первому Маршалу...
Герард и правда ещё не успел проявить себя. Но надеюсь, Вы хоть это ему в упрёк не ставите?
Конечно, читателю с ядом в вино интереснЕе. Ворону - не знаю, у него "извращённый вкус".
Имхо, попытка оценивать что-то с точки зрения абсолютно-отвлеченно-возвышенной этики, не привязанной к заданной системе координат,
А такая бывает? И зачем оценивать именно с точки зрения "этики морских огурцов"? Мы ж люди, кажется?
приведет к противопоставлению этики действию
А понятие "преступного бездействия" (а ля Киллеан в Октавианскую ночь) уже упразднили??
Фердинанд вот вообще сам как бы ничего не делал, все решения о казни Приддов принимали Манрик и Колиньяр. Тем не менее у Валентина было моральное право находиться на казни Фердинанда " с чувством глубокого удовлетворения." ИМХО.
персонажи вроде Селины имеют шанс остаться добрыми и невинными
Неа. Её уже успели обвинить, что она Айрис в разговоре с матерью в "предательницы" записала. Вот.
Лопухесса Хм... Тема оказалась неисчерпаема, как атом...
Ага.
Я как раз против сугубо этических оценок, хотя совсем отбрасывать их, заменяя соображениями блага чего-то либо высшей целесообразностью, тоже не получится, человек - не робот, совсем без эмоций рассуждать не может.
Как и любые другие НЕформальные оценки...
Я как раз против сугубо этических оценок, хотя совсем отбрасывать их, заменяя соображениями блага чего-то либо высшей целесообразностью, тоже не получится
А оно хоть как неоднозначно.
Из недавней дискуссии: следовало ли отнять Ричарда (после восстания Эгмонта) у Мирабеллы, как отнял Франциск предыдущего Ричарда у Женевьев
Или Дорак. Вот он Фердинанда с сыном (и приложенный список) убить хотел как раз из "высшей целесообразности". Как он её понимал(!!) И не удивлюсь, если "Ракана" ЗИ-ЯМ - ещё не худший результат... А теперь Альдо действует тоже из "высшей целесообразности" - в меру уже ЕГО понимания
Хмм...