У Ай-ди, последнего императора династии Ранняя Хань (на троне 6-1 гг. до н.э.), имелось несколько юных любовников, самым знаменитым из которых был Дун Сянь. Однажды, когда император делил ложе с Дун Сянем, последний заснул, прижав рукав императора. Поскольку императора вызвали для участия в торжественной аудиенции, он достал меч и отрезал свой рукав, чтоб не потревожить возлюбленного. С той поры термин «дуаньсю» (отрезанный рукав) стал в литературе эвфемизмом для обозначения педерастии.
Вообще в китайских источниках педерастия до эпохи Хань упоминается редко. С этого времени она иногда входила в моду и, по-видимому, особенно процветала в начале эпохи Лючао, а потом снова - при Северной Сун (960-1127). В это время существовала категория мужчин, которые зарабатывали себе на жизнь проституцией, и в годы Чжэн-хэ (1111 -1117) был принят закон, преписывающий за подобный промысел сто ударов бамбуковой палкой и большой штраф. При династии Южная Сун (1127-1279) подобные проститутки продолжали существовать, они ходили по улицам одетые и напомаженные, как женщины, и составляли особую гильдию. Но это был период расцвета мужского гомосексуализма. С той поры и до конца династии Мин (1368-1644 гг.) случаи педерастии были не более частыми, чем в большинстве западных цивилизаций.
В то же время подобные отношения могли рассматриваться как нарушающие небесную гармонию, а следовательно, аномальные. Ли Юй (1611 - ок. 1680) по этому поводу писал: «Откуда мы знаем, что отношения мужчины и женщины естественны? Лишь потому, что в мужском теле есть выступ, а женском углубление. Как была создана такая форма? Мужчина и женщина воплощают формы, данные Небом и Землей. То, что в избытке, дополняет то, что в недостатке. Когда это дополняется ровно до нужной точки, тогда вслед за этим наступает удовольствие. (Далее идет речь о том, что в результате происходит зачатие ребенка, что является естественным и, следовательно, не опасным для морали.)
...Что касается мужеложства, то в форме нет различий в наличии и отсутствии. В эмоциях нет взаимного созидания. Я не знаю, чем это привлекательно. Со своих истоков оно заставляет страдать людей. Для чего оно?»
Поскольку мужское и женское - «формы, данные Небом и Землей», то образ этих форм можно воспроизвести и среди людей одного пола, тогда отношения станут социально приемлемым явлениям. Свадьбы между партнерами могли происходить не только в рамках тайных союзов и религиозных сект, но и среди обычных жителей. при этом только требовалось точное повторение традиционных супружеских отношений. Заключение брака сопровождалось брачной церемонией и дорогим подарком. За заключение брачного контракта взымалась плата, в основном чисто символическая. Партнеры, вступившие в подобные связи, считали себя мужем и женой либо братьями, то есть копировали официальные родственные структуры. При этом копировалась не только структура, но и морально-этические установки. Ли Юй в одной из новелл цикла «Беззвучные пьесы» описывает брачный союз между вдовцом Вэй Цифаном и молодым мальчиком, который испытывает к своему «мужу» чувство взаимной благодарности бао. Когда Вэй Цифан желает отпустить своего юного друга, решив, что тому пора заводить нормальную семью, мальчик решает оскопить себя в расплату за доброе расположение (бао энь). Юноша переодевается в женщину, перенимает женские манеры и всячески ухаживает за Вэй Цифаном. А когда тот умирает, забитый палками по наущению завистника, он усыновляет его трехлетнего сына и три раза меняет место жительства, оберегая его от вожделений мужчин. Здесь проводится аналогия с матерью конфуцианского мудреца Мэн-цзы, которая трижды меняла место жительства, создавая наилучшие условия для воспитания сына.
Источники:
Роберт Ван Гулик «Сексуальная жизнь в древнем Китае». СПб., 2004.
Маслов А. А. Образы маскулинности-фемининности и супружеских отношений в традиционном Китае // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991.