О женщинах в литературе
Когда вспоминаешь созданные в литературе образы женщин, можно удавиться от тоски. Потому что это часто либо добродетельные дуры, либо недобродетельные стервы. Первый растиражированный образ — стервь, лезущая к благополучию (Марго-Штопальщица, Ребекка Шарп, Скарлетт и т.д.). Если смотреть с такой точки зрения, т.е. с точки зрения банального выживания, то идеалом вообще должна быть миссис Уоррен из пьесы Бернарда Шоу: женщина блестяще использовала свой единственный шанс добиться финансового благополучия. Второй растиражированный образ — дамы добродетельные иногда до тупости, ангелочки, вроде Эмилии Седли. Третий образ: женщина, живущая только любовью: Эмма Бовари... Четвертый образ: женщина — верный друг человека мужчины: Елена из "Накануне".
Авторы большинства романов так или иначе уверены, что конечная цель женщины всегда мужчина, а в идеале — мужчина плюс семейный очаг.
Наверное, поэтому я так люблю книги, авторы которых говорят, что в женщине может быть что-то кроме этого. Например, "Театр" Моэма или "Прекрасную свинарку" Мартти Ларни.