читать дальшеПозавчера, для ознакомления с собственной библиотекой, взяла книжечку с одной из верхних полок. Оказался это «Мельмот скиталец» Метьюрина. В ходе ознакомления осознала, кому романтизм вообще и русский романтизм в частности обязаны массой своих закидонов и штампов. Собственно говоря, Метьюрин сделал несколько литературных ходов, которые потом так или иначе повторились в мировой литературе. Во-первых, он придумал зловещий, внущающий ужас портрет, таинственно связанный с изображенным на нем человеком (Н.В. Гоголь, О. Уальд). Во-вторых, он поведал историю любви невинной-преневинной девушки и демонического мужчины (ох, ну хоть Лермонтов). В-третьих, он дал своему герою невероятный блеск глаз, внушающую ужас улыбку и сатанинский смех)))… В общем, он нашел многое из того, что пленяло души романтиков.
А попутно я задумалась о роли мужчины и женщины в романтической литературе. Вы замечали, что романтический герой всеми обижен, во всем глубоко разочарован, а идеальная женщина в романтизме – это эдакая ангелесса, на груди которой можно благополучно возрыдать о своей горькой участи? Собственно, романтическая женщина существует только для того, чтоб дать мужчине пример чистоты и непорочности, который хоть как-то оправдывает существование паскудного мира. Это не любовница, в объятиях которой ищут наслаждения, как в галантном романе, и не подруга, разделяющая мысли и чувства, как в сентиментальном романе, – это икона, возле которой очищаются душой от мерзостей бытия. Романтическая женщина должна спасти мужчину от окружающей грязи. Собственно говоря, еще ни одно течение до романтизма не было так откровенно эгоистично, ни одно не объявляло высшей обязанностью женщины утирание мужских соплей и убирание мужской грязи, ни одно так откровенно и неприкрыто не давило на жалость. При этом мужчина искренне считал, что на недостаточно ангелоподобную женщину можно обидеться – как она, мерзавка, посмела его обмануть! В этом случае ее и отравить не грех, чтоб знала, как прикидываться.)))